Меню
ERP для бизнеса. А надо ли?
Подробнее

ERP для бизнеса. А надо ли?

Задумываясь о перспективах интеграции ERP платформы в свой бизнес, надо четко понимать, для решения каких именно задач вы планируете её использовать.

  • Оцениваете ли вы ваши производственные процессы как неэффективные и требующие модернизации?
  • Или сами процессы вас устраивают, но не хватает комплексного учета, инструментов аналитики и прозрачной отчетности?

Дело в том, что ERP системы — это не просто

Суть в том, что ERP системы позиционируются как инструменты автоматизации процессов (производственных, закупочных, процессов финансового планирования, кадровые, зарплатные и т.д.), то есть это системы, которые в себе несут ноу-хау этих процессов.

Поэтому нужно ответить себе на вопрос: вам нужны процессы, которые заложены в эту систему, или вам нужна автоматизация ваших собственных процессов?

  • Считаете ли вы неэффективными ваши собственные процессы и их надо оптимизировать?
  • Или процессы у вас нормальные работающие, а учет этих процессов, прозрачность в виде консолидированной финансовой отчетности — это то, чего у вас нет?

По большему счету, что такое платформа?
Когда-то её не было. Когда-то был какой-то процесс и программисты описали этот процесс в виде некой системы учета, создали под неё структуру данных и некие обработчики, которые с этими данными что-то делают — дополняют, обогащают, структурируют в жизненный цикл и выводят в виде какой-то отчетности, а потом завернули его в упаковку, назвали платформой, и стали продавать всем.

Хороший пример — SAP — в их продуктах очень зрелые качественные процессы.

В частности, SAP провел автоматизацию логистических процессов для PepsiCo (а они были одними из лучших на тот момент), затем обезличил эти процессы и начал продавать как модуль логистики.

Если в вашем бизнесе много логистических процессов, то этот модуль будет для вас самым дешевым решением. Но здесь надо понимать, что беря готовый модуль с ноу-хау логистических процессов и не дорабатывая его, вы предполагаете корректировку своих логистических процессов под структуру ERP.

Такой подход в России используется мало, а в основном на западе, когда речь идет об инвестировании. Если инвестор, разбираясь в какой-то предметной области, покупает стрессовые активы, то дальше он эти активы быстро оптимизирует путем установки ERP системы с качественным процессом и жестким выстраиванием фактических процессов по структуре ERP. То есть платформа не дорабатывается, а наполняется данными, ролями и там начинается рабочий процесс.

Поэтому самый большой миф на рынке, который не осознается бизнесменами, что покупая платформу, они покупают автоматизацию чьего-то процесса.

Что в результате получается, когда вы принимаете решение интегрировать готовую платформу в свой бизнес?

  1. управленческая отчетность, витрина данных — хороши для исходного процесса. А для ваших процессов — надо дорабатывать;
  2. бизнес-процессы — вроде выглядят хорошо, но если присмотреться — немного по другому — надо дорабатывать;
  3. ролевые модели в процессе, то есть распределение функций между участниками — в платформе так, а у вас по другому — надо дорабатывать;
  4. какие-то внешние системы, например система первичного учета, где появляются документы по вашим бизнес-процессам — опять не совпадает — надо дорабатывать.

В результате если посмотреть, практически все процессы требуют доработки.

Возникает вопрос — за что вы платите, покупая платформу? Вы платите за внешний конструктор, который требует серьезной модификации.

Второй миф о платформах — это миф о монолитности. Существует устоявшееся мнение, что платформа — это единая сущность. Если же посмотреть на платформу технологически, то там много разных компонентов и модулей, обеспечивающих работу с разными разными типами данных, разными процессами и видами отчетностей. То есть разработчик видит там “зоопарк модулей”, которые между собой как-то взаимодействуют, а для человека, далекого от IT, это продукт, завернутый в единую оболочку, установленный на одной железке, то есть воспринимается как монолит.

На самом деле с технологической точки зрения что “монолит”, что “зоопарк систем” — это все равно “зоопарк” и с точки зрения сопровождения и кастомизации одинаково сложные системы. Зачастую даже “зоопарк систем” поддерживать проще”, потому что монолит настолько интегрирован, что изменение в одном месте влечет за собой множество изменений, не всегда явных. Поэтому при работе с большими комплексными монолитными платформами возникает дополнительная неочевидная нагрузка — так называемое регрессионное тестирование, когда внося изменения в один модуль надо проверять все остальные процессы, показатели качества данных и результаты во всех остальных модулях.
Поэтому покупая монолит нужно осознавать, что вы зависите от технологии, которую выбрала конкретная компания-разработчик, от понимания этой компанией процессов и как с ними надо работать и от того, какие инструменты автоматизации, среды, языки были выбраны для реализации.

Классический пример с той же 1С, что тот технологический инструментарий, который был выбран для разработки их EPR платформы, делает достаточно сложным создание быстрых визуализаций для мобильных устройств.

Сейчас все переходит к тому, что модульность монолитов переходит в концепцию создания отдельных специализированных систем, которые называются микро-сервисы, которые решают одну понятную задачу, и изменение отдельного сервиса не требует регрессионного тестирования всего ландшафта и позволяет менять технологии.