Мы решили начать этот год с материала о компании в целом: о том, что мы умеем, о наших ценностях и принципах работы. Посмотрим на ITQuick глазами Дмитрия Шишкина, одного из ее основателей и руководителей.
ITQuick — IT-компания, которая занимается цифровизацией во всем многообразии этого слова. Основное наше умение — делать сложное программное обеспечение для компаний среднего и крупного бизнеса самых разных сфер, позволяющее автоматизировать практически любые бизнес-процессы, в разы увеличить производительность и, следовательно, прибыль.
Для тех, у кого не хватает собственной экспертизы.
Современные тренды цифровизации создали предпосылку к тому, чтобы даже небольшому и среднему бизнесу требовалась техническая экспертиза, которая в основном задействована в сегменте больших компаний, в энтерпрайзе. В условиях жесткой конкуренции всем игрокам необходимо иметь адекватное взаимодействие с клиентами, заказчиками, потребителями через интернет: продавать, предоставлять информацию, заниматься маркетингом, представлять компанию в соцсетях, на своем сайте.
Еще 20 лет назад предпринимателю было достаточно написанного на коленке выпускником технического ВУЗа примитивного сайта или программы, которые бы решали все основные задачи.
А сейчас даже у очень небольших бизнесов запрос такой, на который экспертизы выпускника не хватает никак. Ожидания от качества реализации таковы, что для этого нужны опыт, технологические знания, широта взглядов и умение выстроить процесс, доступные только в энтерпрайзе.
Итак, потребности среднего бизнеса требуют экспертизы, которая этому бизнесу напрямую недоступна. Недоступна она по двум причинам:
Вот здесь мы и приходим на помощь. Мы знаем, что делать, как делать и у нас есть с кем это делать.
В больших компаниях все задачи по успешной реализации цифровых проектов лежит на техническом директоре, СTO. Это люди, обладающие огромным опытом, имеющие достаточные знания для принятия серьезных технических решений и поиска подрядчиков. В средних компаниях такой должности зачастую не бывает.
А мы как раз можем играть роль этого технического директора. Мы можем разговаривать с бизнесом и понимать, о чем он говорит: что он хочет делать, что для бизнеса важно, где они сейчас, и куда они хотят прийти, как им надо трансформироваться, что им нужно, чтобы запустить новые продукты и услуги, выйти на другие рынки (других регионов и международные). Разговоры такого рода конструктивные, позитивные, речь идет о том, как помочь бизнесу заработать деньги.
И еще один важный аспект. Почему компаниям практически все время нужна поддержка?
Все очень просто: конкурентное преимущество компании заключается в том, как организован процесс производства и доставки клиентам товаров или услуг. Либо они умеют клиентов находить лучше, либо они умеют с ними лучше работать, либо они умеют так оптимизировать свою внутреннюю логистику, что у них издержки ниже, либо они умеют закупать дешевле всех, либо они имеют и одно, и второе, и третье, в итоге покупают дешево, продают дорого и имеют большую прибыль и хорошо зарабатывают. Но рынок все время меняется, и эти изменения надо отражать в том, как все организовано внутри бизнеса. Внутри компании все процессы постоянно развиваются, меняются, либо появляются новые. Если компания большая, все эти процессы надо автоматизировать. Поэтому потребность в автоматизации и цифровизации — это не разовое мероприятие, это вечный процесс.
Итог коротко: мы занимаемся цифровизацией и оптимизацией, работаем со средним бизнесом, которому нужна высокая экспертиза, а сам он ее не найдет.
Таких, как мы, мало.
Напротив, существует огромное число IT-компаний, основанных разработчиками без энтерпрайзного опыта. Они сразу после института работали в маленьких компаниях, в малых контекстах, и не понимают, как строятся большие сложные проекты. Таких компаний абсолютное большинство, и в основном там работают джуны-мидлы.
Мы вышли из энтерпрайза и берем на работу сеньоров (только если заказчик специально не просит мидла). В итоге получаем высокую концентрацию экспертизы на топовом техническом и процессном уровне.
Это наша ценность с точки зрения клиента.
А есть еще отличия, касающиеся организации бизнеса, которые казалось бы имеют сугубо внутреннее операционное значение. На самом деле они напрямую влияют на качество работы и производительность.
Компания ITQuick изначально создавалась, как распределенная команда, работающая без офиса. Это позволяло нам не привязываться к географии, привлекать разработчиков независимо от места их проживания, а также работать с клиентами по всему миру одинаково качественно. Таким образом, к пандемии и последовавшим ограничениям мы подошли полностью подготовленными и с большим опытом организации эффективной и бесперебойной работы в удаленном формате.
Основной тип сотрудничества — проектный. Это позволяет оплачивать фактическое время разработчиков на уровне энтерпрайз, то есть в среднем выше, чем на рынке, и сэкономить на простое. Такой вариант устраивает всех участников процесса и привлекает топовых IT-специалистов, которым важен собственный профессиональный рост, возможность смены проектов и контекстов.
Если отвечать одним словом, то это Maverick (впечатляющая история успеха бразильской компании Semco, которая бросила вызов традиционным способам управления и установила беспрецедентные демократические порядки).
Все основное очень просто. И одновременно — очень сложно.
Самое главное: относиться друг к другу как ко взрослым, осознанным, самостоятельным людям, которые готовы брать на себя ответственность за принятые решения. Исходить из презумпции доверия. И это убирает сразу все внутренние процессы, связанные с трудовым распорядком, контролем.
Стандартно вся парадигма трудовых отношений между работодателем и сотрудником и вся парадигма законодательства зиждется на базовом фундаменте взаимного недоверия. Сотрудник не верит, что ему заплатят, а работодатель не верит, что человек сделает качественную работу. Исходя из этого строится вся законодательная база и вся операционная модель организации работы предприятия и бизнеса, и государства в том числе.
Мы меняем этот фундамент на 180 градусов и верим. Верим — не значит, что исключаем саму возможность ошибки. Людям свойственно ошибаться, но если это зрелый человек, то он делает выводы и не совершает одну и ту же ошибку дважды. Это и есть базовая идея Маверика.
Многие другие наши внутренние операционные аспекты почерпнуты тоже из Маверика. В том числе и идея оплаты фактического времени работы. Когда человек понимает, что если он работает хорошо — заказчик доволен, платит, работодатель доволен и работник получает вознаграждение. Если он не работает, он денег не получает. Ежемесячная зарплата и качество работы — это концепции, которые друг другу прямо противоречат. Зачем работать, если и так платят?
А когда мне платят, когда я работаю — это когерентные векторы, которые смотрят в одну сторону. Это убирает, например, базовый конфликт в управленческой теории: конфликт интересов собственников и наемных менеджеров, наемных сотрудников. Собственники зарабатывают, когда компания зарабатывает, при этом большинство сотрудников никак не включены в процесс. А при подходе, описанном в Маверике, каждый работник разделяет и ответственность за развитие компании, и прибыль.
Вторая идея: базовая коммуникация собственника и сотрудника — в оранжево-красном спектре, это базовая мотивация страхом. Если вы не сделаете, вас ждет наказание. Выговор, второй, третий. С занесением в грудную клетку. И высшая мера — увольнение.
Опыт бирюзовых компаний убедительно доказывает, что мотивация страхом бесполезна. Наилучший результат показывают инициативные, уверенные в себе люди, у которых мотивация внутри. Если ее нет, мы с такими людьми не работаем.
Нам важна семейная история. Наверное неслучайно у двоих сооснователей нашей компании по 5 детей в семье. Конечно, это не политика или специальная линия, но так совпало. Мы и наши коллеги путешествуем, занимаемся любимыми хобби. И для этого у всех обязательно есть время. Пожалуй, можно смело сказать, что мы имеем счастье и привилегию строить бизнес для жизни, а не наоборот.
Вся организация работы в ITQuick нацелена на результат, а не на соблюдение формальностей и нормативов. Каждый к нему идет так, чтобы ему было комфортно и сам распределяет свое время в течение дня и недели. На такой базе можно выстраивать долгосрочную работу, быть надежным партнером для наших клиентов. Мы бежим не 100-метровку, а марафон длиною в жизнь.
За подготовку материала и интервью благодарим сооснователя компании ITQuick Дмитрия Шишкина.