Меню
IT-аутстафф: краткий гид по эксплуатации
Подробнее

IT-аутстафф: краткий гид по эксплуатации


 Кроха сын к отцу пришёл
 И спросила кроха:
 Аутстаффинг - хорошо,
 Или все же плохо

Запуск нового продукта, реорганизация или масштабирование бизнеса, требующие совершенствования платформ или установки принципиально нового программного обеспечения - вот краткий перечень причин, по которым компания может резко ощутить нехватку IT-персонала.

На данный момент самые современные решения: либо полностью отдать разработку команде профессионалов аутсорсинг; либо, если внутри компании уже есть свой ИТ-отдел,  усилить его с помощью необходимых сторонних специалистов. Этот тип взаимодействия называют аутстаффингом.

В этой статье мы расскажем о том, какие преимущества имеет аутстаффинг для заказчика, какие подводные камни, расскажем о том, что мы в ITQuick включаем в своё понимание аутстафф-модели, и почему мы не очень любим называть наши услуги именно этим словом.

А также порассуждаем о роли компании-посредника в сфере предоставления ИТ-услуг. Какую роль она играет, и не грозит ли её существованию наступающая на пятки уберизация всего и вся.

Аутсорс и Аутстафф: в чем разница?

Аутсорсинг-осуществление внешней разработки, «под ключ». Это может быть некий модуль, часть большой системы. Аутсорсинг предполагает использование полной команды разработки, со всеми ролями: менеджера проекта, тимлиды, разработчики, тестировщики, техрайтеры со стороны подрядчика и другие роли со стороны исполнителя/подрядчика. Работа полностью выполняется внутри команды, а коммуникация с заказчиком идёт через менеджера проекта.

Аутстаффинг-это аренда ресурсов в команду заказчика. Как правило она касается разработчиков и тестировщиков, реже - это  DevOps,  бизнес-аналитики, проджект-менеджеры. По аутстаффу нанимают именно тех специалистов, которых на данный момент не хватает для решения конкретной задачи. Управление же проектом, постановка задач, координация, а значит, в большинстве случаев, архитектор, тимлид, - всё это со стороны заказчика. Хотя бывают и редкие исключения.

В чем явные плюсы аутстаффинга :

  • возможность привлечь на свой краткосрочный проект профессионалов с высокой и очень высокой экспертизой
  • быстрое (моментальное) увеличение  IT-команды под конкретную задачу
  • отсутствие проблем с оформлением в штат и выделением рабочего места
  • оплата Time&Material, никаких простоев
  • возможность быстро отказаться от специалиста

Уберизация. Смогут ли цифровые платформы заменить посредника?

При том, что рынка IT-аутстаффинга в России как такового ещё 20 лет назад не было, за последние пятнадцать лет он очень уверенно развился. И сейчас вышел на плато.  Эксперты отмечают, что в Соединенных Штатах, которые традиционно являются флагманом в этой области, намечается тенденция к уберизации IT-услуг, то есть к замене посредников цифровыми платформами, которые берут на себя функции администрирования и являются посредником между заказчиком и исполнителем. Нужны ли будут в этом новом мире компании-посредники, рассуждает Александр Сельдемиров (один из основателей компании ITQuick):

«Об уберизации IT-услуг можно говорить лишь отчасти. Если говорить о масс-маркете, то да, наверное, такие платформы начинают существовать, они рейтингуют специалистов, например Upwork. В микропроектах, в небольших стартапах, где у владельца есть неограниченный ресурс времени и если хочется поупражняться ставить задачи напрямую программистам-разработчикам-you are welcome!»

 Здесь надо пояснить, что для целого ряда задач, это-прекрасный и оправдывающий себя экономически подход.  Под маленький проект можно и нужно искать исполнителя на биржах.

Но если мы говорим о сложных проектах в таких областях как Fintech, Proptech, Edutech или Legaltech, требующих разработки сложного высоконагруженного программного обеспечения, с включением разработчика в уже работающую команду заказчика-принципиально, это тоже возможно, но … очень больно и неэффективно! Здесь координирующая, связывающая роль компании-посредника выходит на первый план.

Да, вполне возможно на рынке найти сильного разработчика почти в любой области. Но для успешной коммуникации, постановки задач, включения нового человека в команду придётся затратить очень большие финансово-временные  ресурсы. Это как нанять строителя, который умеет великолепно клеить обои на весь объем работ: начиная от черновой отделки и заканчивая установкой кухни. Для этого, собственно, и существуют проджект-менеджеры и бизнес-аналитики. Именно наличие этих специалистов даёт гарантию точного определения круга задач, взаимопонимания сторон и быстрого старта работ. ( И это, кстати именно то, из-за чего мы не очень любим называть услуги ITQuick аутстаффингом. Что мы имеем в виду? Поясним в следующем разделе)

  А пока, говоря о рынке сложных технических задачах, уберизации рынка IT-аутстаффинга, замещения роли компании-посредника явно рано опасаться.