Меню
Можно ли сменить команду разработки? Насколько это больно?
Подробнее

Можно ли сменить команду разработки? Насколько это больно?

Смена подрядчика при разработке IT продукта (будь то мобильное приложение, доработка сайта, десктопное приложение или кастомизация готового решения под себя) —  это всегда больно. И всеми силами хочется этого избежать. Разумеется, на своем уровне с этой проблемой сталкиваются и крупные корпоративные клиенты, но мы в основном рассказываем об особенностях цифровизации для проектов среднего бизнеса, и на различных примерах покажем, что хоть смена разработчика — и неприятна, но бывает очень эффективна. И что есть жизнь после … неудачной попытки разработки!

Почему всеми силами хочется избежать смены разработчика? 

  • Даже незначительная доработка, в виде оставшихся каких-то 15% процентов, выливается в огромные, не предусмотренные исходным бюджетом траты. Смело умножайте на 2. Вот осталось доработать 15% процентов — готовьтесь заплатить как за 30%.  Об этом говорим не только мы. 
  • Если предыдущий подрядчик выполнил только половину работы, скорее всего выгоднее будет начинать совсем с нуля, ведь мы, к сожалению, помним про умножение на два. А разбираться с наследием предыдущего разработчика может оказаться гораздо трудозатратнее и сложнее, чем начинать сначала.
  • Существует опасность вновь наступить на те же грабли, выбрать неквалифицированного подрядчика и слить очередной бюджет. 
  • Вопросы информационной безопасности (это в большей степени касается крупных проектов, но и не только их).  Вспомним совсем недавнюю историю  вызванного кибератакой сбоя видеохостинга Rutube. Антон Горелкин, замглавы думского комитета по информационной политике, предположил, что к сбою могло привести участие во взломе одного из бывших сотрудников компании. «Сервис неоднократно менял владельцев — соответственно, менялись команды разработчиков. Вряд ли это хорошо повлияло на код сервиса, зато риск утечки доступа к его критическим элементам значительно вырос».

Причины

И тем не менее, целый ряд обстоятельств может вынудить подрядчика искать замену.  

  • Предыдущая команда сама объявила об уходе (например, компания закрывается, уходит с российского рынка, объявила себя банкротом. Или у вас некрупный проект, им занимается 1-2 человека и по личным обстоятельствам они не могут продолжить работу. Например, за время работы по обновлению нашего собственного сайта, чего только не приключилось, даже особо опасного преступника поймали благодаря нашему разработчику, только вот замену ему все равно пришлось искать)
  • Предыдущий подрядчик не справляется с поставленными задачами (В процессе работы может выясниться нехватка заявленных или необходимых компетенций, могут возникнуть проблемы на уровне управления проектом)
  • Подрядчик срывает сроки и выходит за рамки бюджета 

В последних двух случаях, очень часто владельцы бизнеса стараются оттянуть момент принятия решения.  Оно и понятно: вложить до 60% бюджета и начинать сначала…. ну так себе перспектива. Всегда остается надежда — вдруг можно путем очередных переговоров таки достичь желаемого результата? Вложить еще денег, выделить еще месяц, еще полтора…  только вот дедлайн близится, а результата как не было, так и нет.

Примеры из жизни 

Мы то и дело сталкивается с подобными историями, приходим на проект 3-4 командой по счету, разбираемся с исходной документацией, проводим аудит и берем разработку на себя.  Два из таких проектов вспоминает Анна Сенькина, наш проджект-менеджер: один из них — был проект для Россавиа, куда мы пришли как раз четвертой командой. И второй — разработка платформы для покупки и переработки вторчермета для Национальной Финансовой Системы. В обоих случаях мы приходили в ситуации, когда сроки у заказчика горят, а предыдущие команды не справились. Конечно, в большинстве своем такие проекты очень напряженные эмоционально, сложные в первую очередь для самого заказчика. 

Из совсем недавних кейсов: к нам обратилась компания, которая занимается продажей пищевых добавок (они имеют свое химическое производство и сотрудничают с пищевой промышленностью). Для оптимизации работы отдела продаж, компания решила пробовать CRM Creatio (Terrasoft), Пакет Sales (система для управления всеми циклами продаж: лиды, сделки, заказы, оплата). Заказчик изначально выбрал серьезного игрока на этом рынке, и этот глобальный интегратор поставил стандартный пакет продаж (это некий, условно говоря, конструктор, из которого с учетом требований конкретного заказчика можно довольно легко и быстро собрать конечный продукт).  Для серьезного интегратора, по всей видимости, заказ показался недостаточно большим, чтобы им заниматься всерьез. По первоначальной оценке задачу обещали закрыть в течение 1 месяца. Для работы над проектом выделили скорее всего команду Junior. И дальше результата не случилось ни в ноябре (через месяц), ни в декабре…. ни даже в апреле.  По-видимому, джуниор-команде не хватило компетенций, чтобы качественно провести кастомизацию.

К апрелю наши заказчики  поняли, что ждать уже нечего, решили искать другого исполнителя и обратились к нам.

Рекомендации

  1. Если работа вашего текущего подрядчика вызывает вопросы, лучше всего обратиться за аудитом в стороннюю организацию. Профессиональный взгляд со стороны позволит вам оценить ситуацию и найти наименее затратный способ решения проблемы
  2. К поиску подрядчика необходимо подойти основательно, и особенно если у вас нет большого опыта в общении с IT компаниями, главное здесь, это собеседования с исполнителями и менеджментом. Важно понять, насколько прозрачны в компании процессы управления проектом, насколько отлажена методология. Разговаривайте, увеличивайте свою насмотренность и набирайте опыт. Вы обязательно найдете своего исполнителя. 
  3. Очень часто смена команды разработки открывает новый взгляд на ваш продукт и может в итоге не просто решить накопившиеся проблемы, а вывести ваш проект на принципиально более высокий уровень. 

С заботой о клиентах, команда ITQuick